О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую
поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и
при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности,
– сказано и написано уже немало.
С 1986 года, когда компьютеры впервые пришли в школу, прошло уже более 20
лет, за это время в спорах было сломано немало копий, коренным образом сменили
друг друга несколько концепций применения вычислительной техники в учебном
процессе, – не говоря уже о том, что коренным образом сменился парк самой этой
вычислительной техники и ее программного обеспечения. И вот сегодня мы снова
наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных
учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать
ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы. Что же представляют собой ЦОРы как
образовательный программный продукт? Каковы их преимущества по сравнению с
обучающими программами, использовавшимися прежде?
Что такое ЦОРы
Как уже было сказано выше, аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как
«цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный
объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой,
электронной, «компьютерной» форме.
Если трактовать это название более широко, в соответствии с указанным выше
смыслом, то в качестве «ЦОРа» мы должны будем признать любой фрагмент
аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде
отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть, в качестве
ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную
таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио или видеофрагмент, презентацию
или базу данных, созданную на их основе, тест и т.д. Причем, такое определение
ЦОРа ничего не говорит нам ни о его целевом назначении, ни о
полноте изложения учебного материала, ни о применяемых для его реализации
конкретных средствах информационных технологий, ни о том, разработан ли тот или
иной объект профессионально или создан самим учителем и/или учащимися в
качестве творческой работы, ни даже о том, создан ли этот объект или просто
«переконвертирован» в цифровой формат путем сканирования или иного способа
«оцифровки».
В отличие от такой вольной трактовки, «официальная» терминология, принятая,
в частности, в документах НФПК (Национального фонда подготовки кадров) при
организации различных грантовых программ и тендеров на разработку программных
средств образовательного назначения, предусматривает более узкие и жесткие
рамки понимания этого названия. Согласно этой терминологии (и говоря об этом
достаточно упрощенно), в настоящее время предлагается к разработке и применению
в учебном процессе три категории подобных программных средств:
·
ЦОРы – как отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие
изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко
привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и
сопровождаемые соответствующей методической поддержкой;
·
ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») – как совокупности из
электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем,
изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего
класса), реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного
материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий
«инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать
учебный процесс и «бумажного» методического сопровождения;
·
ИИСС (информационные источники сложной структуры) – своего рода аналог
рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты,
затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их,
предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто – носящие (в
содержательном плане) комплексный, интегративный характер и не обязательно
жестко привязанные к учебникам.
Актуальность
использования ЦОР и средств ИКТ:
- Использование
ЦОР позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в
процессе усвоения учебной информации.
- Формирование
навыков и умений информационно-поисковой деятельности.
- Создание
условий для эффективной реализации современных методов обучения.
- Возможность
проведения интерактивного тестирования прямо в процессе урока.
- Объективность
оценивания знаний и умений.
Прогнозируемый
результат:
- Интеграция
современных педагогических и информационных коммуникационных технологий в
процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.
- Расширение
знаний о возможностях использования ЦОР.
- Вовлечение
учителей в проектную деятельность.
- Получение
педагогами представления о разнообразии и возможностях применения на
уроках существующих ЦОР.
- Активизация
внедрения в учебный процесс преподавателя современных цифровых учебных
продуктов.
Критерии
оценки ЦОРов
* Возможность дифференциации и индивидуализации обучения
* Единство стиля в оформлении
* Интерактивность
* Качество графических объектов
* Качество текста (читаемость - т.е. гарнитура, размер, стили; кол-во опечаток
и пр.)
* Контент (качество и уникальность, логичность и последовательность изложения)
* Модифицируемость
* Навигация
* Наглядность
* Оправданность применения графики, аудио, видео и т.д. (при наличии)
* Работоспособность
* Сбалансированность информационного объема
* Сопроводительная документация
* Учет возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся
Создание
интерактивных кроссвордов в среде MS Office
PowerPoint с использованием
триггеров.
1. Создать пустой слайд
2. Создать прямоугольник, изменить его размеры и
цвет заливки на вариант «нет заливки»
3. Удерживая клавишу Ctrl, копируем необходимое количество
прямоугольников, затем при помощи кнопок "вверх, вниз..."
двигаем их, чтобы выровнять
4. Выделить все прямоугольники – кнопка действия
– выровнять и распределить – выровнять по верхнему краю
5. Действия – группировать /после этого все
прямоугольники являются целым содержимым/
6. Создать квадрат с номером вопроса
7. Автофигуры – выбрать любой тип выноски – левой
кнопкой мыши в поле выноски выбрать «изменить текстовую строку» - записать
текст вопроса
8. Выбрать автофигуру вопрос – настройка анимации
– вход /выбрать любой эффект/ -время появления эффекта – при нажатии на кнопку
«1» /номер вопроса/: «время – переключатели – начать выполнение при щелчке –на
прямоугольнике с текстом «1»
9. Создать кнопку ответ: фигура с надписью в
текстовой строке Ответ
10. Ввести буквы в сетку кроссворда /загаданное
слово/
11. Удерживая клавишу Shift, выделяем буквы
12. «действия – выровнять/распределить – по
верхнему краю»
13. Выделить все буквы – «группировать»
14. Выделить все буквы – добавить эффект – вход
/выбрать любой/ - ПЕРЕТАЩИТЬ ЭТОТ ЭФФЕКТ НИЖЕ ПЕРВОГО!!! – время – начать
выполнение при щелчке – прямоугольник: ответ
15. Выделить выноску с вопросом – добавить эффект
– выход /выбрать любой/ - ПЕРЕТАЩИТЬ ЭТОТ ЭФФЕКТ НИЖЕ ПЕРВЫХ ДВУХ!!! – начало –
«после предыдущего».
|